Плонский Александр - О Времени И О Себе
Александр Плонский
О времени и о себе
Главы, не вошедшие в книгу "Прикосновение к вечности"
От автора. В свое время эти главы были признаны чересчур "откровенными".
Их предпочли изъять из кииги. Сегодня же они показались мне своеобразным
зеркалом ушедшей эпохи. Так ли это, судить читателю.
Глава первая. Грани призвания
... Как Одиссей усталый, бури изведав, бои, атаки, плыву на поиск своей
Итаки...
Эдуардас Межелайтис
Счастлив тот, кто смолоду обрел призвание. Но в чем оно заключается? То ли
это производная таланта, то ли нечто от него обособленное, определяемое не
способностями, а склонностями или чем-нибудь еще?
Яркий, своеобычно талантливый фантаст Илья Иосифович Варшавский писал о
себе:
"Существует мнение, будто человеку, вступившему в седьмой десяток жизни,
приятно вспомнить прошлое, или, выражаясь высоким стилем романиста,
окинуть мысленным взглядом пройденный путь.
В иных случаях, может быть, это верно, но я, предаваясь воспоминаниям, не
испытываю ничего, кроме недоумения, потому что всегда добровольно выбирал
себе занятие, противоречащее моим вкусам и наклонностям.
Так, например, будучи с детства убежденным домоседом, избрал профессию
моряка торгового флота; питая отвращение ко всякой гремящей технике,
большую часть жизни строил, испытывал и конструировал дизель-моторы...
Фантастику я никогда не любил и еще 12 лет назад и в мыслях не имел стать
когда-нибудь писателем-фантастом".
Он стал фантастом о большой буквы, но, к сожалению, так поздно...
Впрочем, не будь моряка торгового флота и конструктора "гремящей техники",
видимо, не порадовал бы нас своим рождением и писатель- фантаст...
Значит ли это, что Варшавский вслепую искал призвание и (повезло!)
нашел-таки его? Нет, само призвание нашло Илью Варшавского, а он, со
свойственной ему ироничностью подчинился необходимости. Возможно, ему
казалось, что он лишь притворяется писателем-фантастом - не оттого ли
столь озорны его рассказы?
В "феномене Варшавского" главенствовал талант. Он заявил
о себе вопреки склонности, наперекор логике. А бывает и совсем наоборот.
Скажем, человека неудержимо тянет писать. И наслаждение от литературного
творчества он получает огромное. Словом, призвание к писательскому труду у
него вроде бы есть. А вот таланта нет в помине. Без него же писатель и не
писатель вовсе, а графоман. Никто его не печатает и не читает: в
литературе и искусстве без таланта или, по крайней мере, "прожиточного
минимума" способностей делать нечего...
Но ведь человек не знает, есть у него этот минимум или нет. Ему
нравится писать, собственные произведения кажутся шедеврами, а другие
этого почему-то не понимают...
Как видим, талант не всегда сопутствует призванию, а призвание - таланту.
Нелегко разобраться в их запутанных отношениях. Мало кому посчастливится
предугадать истинное призвание - его не вычислишь даже с помощью
компьютера. Еще реже случается разглядеть в себе талант- он виден лишь
со стороны. И уж совсем редко удается распознать то и другое.
Для писателя бесталанность- драма. А во многих профессиях талант и
призвание вовсе не обязательны, их с успехом замещает квалификация. В
других отсутствие таланта и призвания может быть восполнено
настойчивостью, чувством долга и ответственности, сознательным отношением
к своему, пусть не очень любимому, делу. Сколько на свете таких
"специалистов не по призванию" - инженеров, врачей, строителей! И вовсе не
"горе-специалистов", а хороших, авторитетных, уважаемых. Они приносят
несо