Покрышкин Александр Иванович - Небо Войны
Покрышкин Александр Иванович
Небо войны
Содержание
Вступление
Первые испытания
Навстречу грозе
Подвиг требует мысли
Днестр остается в дыму
Море и девушки
Ой, Днипро, Днипро!..
Самолет на дорогах
Низкое небо
Зима больших надежд
Лето, отданное врагу
Край войны
Формула грозы
Над "Голубой линией"
Молодые крылья
Знакомые маршруты
Жизнь с нами
Москва близко
Возвращение
Граница уже позади
Земля сибирская
Затишье перед бурей
Под нами Германия
Последний бой
Во имя мира
Вступление
- Эй, извозчик!
Пока тот, понукая лошадь, приближался к нам, я мысленно переносил себя из
одного века в другой. Мы полгода жили по ту сторону Днестра, учились там на
курсах командиров звеньев и только что возвратились в Бельцы, в свой полк.
"Эй, извозчик!" - зычно брошенное Костей Мироновым, гулкий стук копыт по
мостовой, вид пролетки, знакомой по иллюстрациям к старым рассказам, - все
было снова необычным. Костя Миронов спешит занять местечко поудобнее.
- Аэродром!
Но извозчик и сам понимает, куда нам надо. Он безразлично посмотрел на
щуплого Миронова и остановил взгляд на нас четверых. Выдержала бы его ветхая,
любовно выкрашенная черным лаком пролетка. Дернув за вожжи, он лихо прикрикнул
на лошадь:
- Атя-вьё!
Навстречу поплыли знакомые дома главной улицы. С ней, с Бельцами у нас
связано важное событие прошлого года - воссоединение Бессарабии с Советским
Союзом. Мы тогда готовились к воздушным боям, а все кончилось очень мирно: наш
полк в парадном строю перелетел границу и приземлился на аэродроме в Бельцах.
Знакомство с городом началось, конечно, с главной улицы. По ней мы
прогуливались каждый вечер.
- А всю Европу на такой таратайке можно объехать? Костя Миронов блаженно
щурится от яркого южного солнца,
- Нашел где путешествовать, - отозвался Панкратов. - Теперь все бегут
оттуда.
Извозчик обернулся к нам, мы переглянулись. О чем он подумал? Мы
вспомнили, как несколько дней тому назад на аэродроме приземлился югославский
бомбардировщик "савойя". Его экипаж чудом вырвался из фашистской неволи.
Суровые лица югославских летчиков выражали отчаянную решимость...
- А я бы с удовольствием проехался по Венскому Лесу под мелодию "Большого
вальса"...
Коляска остановилась у штабного барака. Извозчик хорошо знал сюда дорогу:
летчики, опоздав на автомашину, забирающую их по утрам из города, часто
прибегают к помощи ранних извозчиков. Правда, наша троица - Миронов, Панкратов
и я в одно время была независима от грузовика и пролеток. У нас была своя
легковая машина. Приобрели мы ее случайно и вот каким образом.
...В первые дни жизни в Бельцах нас, советских командиров, постоянно
осаждали уличные мальчишки, просившие "двадцать копеек" ("Дядя, мы вас
двадцать лет ждали, дайте двадцать копеек"), и местные маклеры.
Маклеры наперебой предлагали свои услуги:
- Что пан офицер хочет купить?
- Пароход! - пошутил кто-то.
- Можно и пароход. Но зачем же пароход - лучше машину.
- Гони машину!
На второй день к дому, где мы жили, подкатил какой-то старомодный легковой
автомобиль. Увидев за рулем знакомого маклера, мы опешили: "Что делать?"
Сначала хотели просто не выходить на странные гудки, да показалось неудобным.
Пусть прокатит на этом драндулете.
- "Испано-суиза"!.. Гоночный вариант! - отрекомендовал маклер машину,
указывая на фирменный знак.
Мы не без улыбки ощупывали ее деревянную двухместную кабину, деревянные
колеса, обтянутые гусматиком. Затем, облепив "антилопу-гну", с "шиком"
проехались по городу. И хотя треск